Форум школьных библиотек Тверской области
22 Декабря 2024, 18:29:22 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Свободная регистрация на форуме закрыта. Правила регистрации можно посмотреть в разделе форума.
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Поиск ошибок в электронном каталоге  (Прочитано 14470 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
lea
Специалист информационных технологий
Администратор
1
*****
Офлайн Офлайн

Сообщений: 483



« Ответ #1 : 15 Июня 2015, 19:05:07 »

Добрый день. Ежегодно приглашаю на семинары библиотекарей, объясняю на каком принципе держится автоматизированная книговыдача в АБИС, рассказываю как искать и исправлять свои ошибки в каталогах. Библиотекари методичку не читают, на форуме материал не видят, у меня не спрашивают. Работают по принципу - мне по телефону знающие люди сказали. И это не единичные случаи. Возникает такое ощущение, что библиотекари воспринимают АБИС как что то волшебное, которое работает по настроению и интуиции. Библиотечная система работает четко по принципу - что занесли, то и выдаст. А заносим мы часто такое, что словами не описать.

Это хорошо, что у библиотекаря есть желание спрашивать, но ошибки на столько идиотские, что просто удивляюсь зачем я писала методичку, веду форум и провожу семинары.

Перечислю ошибки, которые повторяются во многих школах и не исправляются годами:

1. Штрихкод - это не волшебные палочки, по которым сканер пикнет и сразу книга найдется. Сканер, считав штрихкод, на выходе дает цифры и очень важно какие цифры заведены в электронный каталог в 899 поле. Сканер читает наклейку на книжке, а в каталоге часто заведены значения с ошибками, совсем не то, что на книге. Это могут быть ошибки по невнимательности или случайно соединяются два подполя, когда сотрется соединитель $  
Штрихкод должен быть уникальным, который не встретится ни в одной другой школе или даже в своей. Дублей в школах огромное количество и они не исправляются годами.
Встречаются дубли по штрихкодам между школами, это происходит, когда школа заводит по невнимательности первые цифры кода школы не свои.
Есть школы, которые заводят инвентарные номера точно такие же как штрикоды два раза, в этом совершенно нет смысла. Если вы хотите, чтобы длинный инвентарный номер служил штрихкодом, то он заносится один раз и лучше в  подполе $x

2. Местонахождение   Здесь должно быть слово ФОНД-   и рядом пишется код школы. Когда просматриваю каталоги, то вижу какой то набор букв и значков, хорошо хоть цифры проскальзывают, есть надежда что библиотекарь был в здравом уме и памяти, когда это заводил.

3. На каждую книгу заводится новая запись   Каждый вновь принятый на работу библиотекарь, когда начинает работать с АБИС, методичку не читает, старый каталог не смотрит и сразу начинает заводить на каждую книгу новую запись. Сильно плохого в этом ни чего нет, вы просто себе раз в 10 увеличиваете объем работы и делаете в каталоге кашу.

4. Зачем заимствовать, лучше новую запись самому сделать Это почти все библиотекари говорят и это их право. Только потом оказывается, что они просто не умеют искать то, что хотят к себе занести и как то очень основательно забывают что должно быть в полях и подполях, когда перед глазами пустые строки шаблона ввода.
Я сама завожу каталог и знаю как экономить силы и время. Я не теоретик, а практик и знаю, что лучше заимствовать что то похожее по  издательству, году издания, по серии книги и потом исправить автора и название. Когда запись заимствуется, то все поля заполнены и легче их исправить, чем завести новую запись самому.
Многие библиотекари, которые завели свои новые записи наверно гордятся собой, только Сводный каталог сейчас пополняют 9 школ из 202 не случайно, это действительно люди, которые взяли на себя ответственность за правила каталогизации и понимают что делают.

Заметила такую статистику, что лучше всего понимают как работать в АБИС библиотекари, которые были учителями математики, информатики, русского языка. Из переученных бухгалтеров, инженеров, экономистов. Это люди, которые уже годами привыкли нести ответственность за то, что делают и умеют быстро исправлять свои ошибки.  Есть библиотекари, которые всегда были библиотекарями, но у них тоже с годами сформировалось чувство ответственности.

Я не смогу бесконечно проверять ошибки в каталогах и не смогу бесконечно отвечать на звонки, нужно же как то самому научиться разбираться в том, что сделано. Зачем же столько сил было потрачено на обучающие семинары и этот форум.
« Последнее редактирование: 17 Июня 2015, 11:06:14 от lea » Записан
lea
Специалист информационных технологий
Администратор
1
*****
Офлайн Офлайн

Сообщений: 483



« : 18 Марта 2011, 10:37:32 »

Как в сводном так и в школьных каталогах можно встретить записи с ошибками и неточностями.

Поиск на текущей странице клавиши: Ctrl+F удобно искать нужное 899 поле с конкретным инвентарным номером, если список 899 полей большой;

В 210 поле часто значения стоят не в своих подполях. Правильно должно быть так:
$aМ.$cВысшая школа$d1983
Если значения будут в других подполях, они не попадут в отчеты и на экран.

В 200 поле часто неправильно используется значение подполя $d параллельное заглавие. Параллельным заглавие считается на другом языке, которое указано в книге. Второе заглавие – это зависимое заглавие и заносится в подполе $i

Иногда библиотекари на каждый экземпляр книги заводят новую библиографическую запись. Это не ошибка, просто это некорректно для электронного каталога. При поиске книг, на экран выйдет весь список экземпляров, Вы просто запутаетесь в этом месиве записей. Тем более не посмотреть какая книга выдана и у кого она на руках. На технологию книговыдачи эта некорректность не влияет. Это не является ошибкой, просто заводить новые записи на каждую книгу трудоемко и неоправданно. Количественная характеристика фонда отражается внутри записи в 899 полях.

Для эффективной проверки качества своих записей в электронном каталоге рекомендуется работать со справочниками. Для этого в разделе «Каталогизация» в «Области поиска» выбирается необходимый пункт и нажимается значок Словаря. Здесь хорошо видны все неточности в ваших данных.

Перечень данных листается по пункту меню «Далее».

Инвентарный номер/Бар код:

899 поле ($x инвентарный номер, $p штрихкод) Видны лишние цифры или буквы, которые ошибочно заведены. Видны дубли на записи.
Для просмотра инвентарных номеров или штрихкодов с определенного номера, рекомендуется завести в область поиска цифры кода школы.

Фонд/Коллекция

899 поле ($b) От фонда хранения зависит книговыдача (возврат в фонд). Могут быть только АБ, КХ, ОЧ


Год публикации

100 поле (20090721d2009) В 100 поле после буквы d год издания (публикации).

Год публикации необходим для сортировки записей. 100 поле формируется нажатием на значок $a. Открывается форма, которую можно заполнять. Если Вы сомневаетесь в правильности записи 100 поля, можно зайти в форму и посмотреть что стоит в позициях. Ручное исправление 100 поля должно быть осторожным, иначе оно совершенно потеряет смысл.

КСУ ( Код суммарного учета)

899 поле ($y) Подсчет фонда. Заполняется библиотекарем на свое усмотрение. Желательно, чтобы было не очень много вариантов значений КСУ, иначе неудобно будет собрать фонды.

Каждый библиотекарь сам определяет что он хочет посчитать и разбить по фондам. Только нужно почаще смотреть и проверять что на самом деле заносится в каталог.

Примеры КСУ ($y) в эл. каталоге нашей школы:

ГАЗЕТА
ЖУРНАЛ
ДИСК
ИСК
КРАЕВЕД
НАУЧ
ПОЗН
МЕТ
СПР
ХУД (Или код школы)
УЧЕБНИК

Местонахождение

Теперь вместо названий школ будут названия фондов школы. Поэтому в $a 899 поля будут слова ФОНД-  нужно лишь добавлять код своей школы.

ISBN Уточнения тома или издательства заводятся в подполе $b

Должно быть так:
010 ##$a978-5-7695-3065-4$b(1т.)$d350.00


801 поля на книговыдачу не влияют, а только позволяют посмотреть авторство записей. Если Вы удаляете чужого автора, право Ваше, только тогда не узнать кто наделал ошибок.

Все неточности в заполнении полей (кроме 899) на книговыдачу не влияют, но могут повлиять на отчеты и на вывод записей на экран.

На книговыдачу влияют только 899 поля, поэтому рекомендуется проверять инвентарные номера и штрихкоды.

Многие школы столкнулись с тем, что по отчетам инвентарной книги, акту записей меньше чем в электронном каталоге. В отчеты не попадают записи, у которых нет инвентарных номеров. Как найти такие записи? В профессиональном поиске в области поиска необходимо выбрать «Местонахождение», нажать на словарь. Выбрать все пункты галочками и перейти к поиску. Затем нажать на кнопку «И». Затем скопировать фразу:

NOT (IN '0*' OR IN '1*' OR IN '2*' OR IN '3*' OR IN '4*' OR IN '5*' OR IN '6*' OR IN '7*' OR IN '8*' OR IN '9*' OR IN 'б/н' ) NOT (VD 'МНОГОТОМНИК. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.' )

и вставить после первого условия.

Получится ( для 20 школы):

(PF 'ФОНД-721' ) NOT (IN '0*' OR IN '1*' OR IN '2*' OR IN '3*' OR IN '4*' OR IN '5*' OR IN '6*' OR IN '7*' OR IN '8*' OR IN '9*' OR IN 'б/н' ) NOT (VD 'МНОГОТОМНИК. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.' )

Затем, нажать на кнопку «Искать». Откроется список записей для редактирования.

Проверьте, пожалуйста, свои каталоги.


* 5.jpg (82.67 Кб, 895x536 - просмотрено 2801 раз.)

* in.jpg (97.64 Кб, 923x576 - просмотрено 2562 раз.)

* 111-9ed.jpg (97.1 Кб, 887x610 - просмотрено 2856 раз.)
« Последнее редактирование: 15 Июня 2015, 20:03:16 от lea » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!