lea
Специалист информационных технологий
Администратор
1
Офлайн
Сообщений: 483
|
|
« Ответ #1 : 15 Июня 2015, 19:05:07 » |
|
Добрый день. Ежегодно приглашаю на семинары библиотекарей, объясняю на каком принципе держится автоматизированная книговыдача в АБИС, рассказываю как искать и исправлять свои ошибки в каталогах. Библиотекари методичку не читают, на форуме материал не видят, у меня не спрашивают. Работают по принципу - мне по телефону знающие люди сказали. И это не единичные случаи. Возникает такое ощущение, что библиотекари воспринимают АБИС как что то волшебное, которое работает по настроению и интуиции. Библиотечная система работает четко по принципу - что занесли, то и выдаст. А заносим мы часто такое, что словами не описать.
Это хорошо, что у библиотекаря есть желание спрашивать, но ошибки на столько идиотские, что просто удивляюсь зачем я писала методичку, веду форум и провожу семинары.
Перечислю ошибки, которые повторяются во многих школах и не исправляются годами:
1. Штрихкод - это не волшебные палочки, по которым сканер пикнет и сразу книга найдется. Сканер, считав штрихкод, на выходе дает цифры и очень важно какие цифры заведены в электронный каталог в 899 поле. Сканер читает наклейку на книжке, а в каталоге часто заведены значения с ошибками, совсем не то, что на книге. Это могут быть ошибки по невнимательности или случайно соединяются два подполя, когда сотрется соединитель $ Штрихкод должен быть уникальным, который не встретится ни в одной другой школе или даже в своей. Дублей в школах огромное количество и они не исправляются годами. Встречаются дубли по штрихкодам между школами, это происходит, когда школа заводит по невнимательности первые цифры кода школы не свои. Есть школы, которые заводят инвентарные номера точно такие же как штрикоды два раза, в этом совершенно нет смысла. Если вы хотите, чтобы длинный инвентарный номер служил штрихкодом, то он заносится один раз и лучше в подполе $x
2. Местонахождение Здесь должно быть слово ФОНД- и рядом пишется код школы. Когда просматриваю каталоги, то вижу какой то набор букв и значков, хорошо хоть цифры проскальзывают, есть надежда что библиотекарь был в здравом уме и памяти, когда это заводил.
3. На каждую книгу заводится новая запись Каждый вновь принятый на работу библиотекарь, когда начинает работать с АБИС, методичку не читает, старый каталог не смотрит и сразу начинает заводить на каждую книгу новую запись. Сильно плохого в этом ни чего нет, вы просто себе раз в 10 увеличиваете объем работы и делаете в каталоге кашу.
4. Зачем заимствовать, лучше новую запись самому сделать Это почти все библиотекари говорят и это их право. Только потом оказывается, что они просто не умеют искать то, что хотят к себе занести и как то очень основательно забывают что должно быть в полях и подполях, когда перед глазами пустые строки шаблона ввода. Я сама завожу каталог и знаю как экономить силы и время. Я не теоретик, а практик и знаю, что лучше заимствовать что то похожее по издательству, году издания, по серии книги и потом исправить автора и название. Когда запись заимствуется, то все поля заполнены и легче их исправить, чем завести новую запись самому. Многие библиотекари, которые завели свои новые записи наверно гордятся собой, только Сводный каталог сейчас пополняют 9 школ из 202 не случайно, это действительно люди, которые взяли на себя ответственность за правила каталогизации и понимают что делают.
Заметила такую статистику, что лучше всего понимают как работать в АБИС библиотекари, которые были учителями математики, информатики, русского языка. Из переученных бухгалтеров, инженеров, экономистов. Это люди, которые уже годами привыкли нести ответственность за то, что делают и умеют быстро исправлять свои ошибки. Есть библиотекари, которые всегда были библиотекарями, но у них тоже с годами сформировалось чувство ответственности.
Я не смогу бесконечно проверять ошибки в каталогах и не смогу бесконечно отвечать на звонки, нужно же как то самому научиться разбираться в том, что сделано. Зачем же столько сил было потрачено на обучающие семинары и этот форум.
|